izwest (izwest) wrote,
izwest
izwest

Categories:

Малоизвестные страницы детства и юности Сталина











Малоизвестные страницы детства и юности Сталина

О противоречивой личности Сталина написано много. Его личность рассматривалась с разных точек зрения. При этом совсем мало уделено внимания её становлению.

Как и каким образом формировались его черты характера? Откуда у него жажда к чтению книг? И знания в области естественных наук? Трепетное отношение к литературе и искусству? Жесткость к людям, в том числе и к своим соратникам? Неприятие роскоши и стремление к спартанскому образу жизни?

Откуда у сына сапожника и прачки были знания, намного превышающие его социальный статус? Как выходец из самого низшего социального слоя мог стать во главе государства? И почему лидеры других государств (такие как Черчилль и Рузвельт), отмечавшие у Сталина острый ум и глубокие знания, с большим уважением относились к нему? А соратники и недруги удивлялись его невероятной силой воли, целеустремленностью и его постоянным желанием повышать свой интеллектуальный уровень?

Семья и родители


Хорошо известно, что личность человека складывается в детские и юношеские годы. И в связи с этим принципиально важно, в какой среде вырос и воспитывался Сталин.

Существует стереотип, что он родился в беднейшей и безграмотной семье сапожника-пьяницы, не имел никакого серьезного образования и вырос озлобленным и обиженным на весть мир человеком.

Это только часть правды.

Сталин действительно родился в бедной семье. Но получил по меркам того времени достойное образование.

На его характер в значительной степени повлияла мать, простая женщина с твердым и жизнестойким характером и поэтической натурой, многое передавшая своему сыну.

Любые личности и, тем более, деятели исторического масштаба действуют в рамках и пределах, обусловленных объективной социальной средой, а их личные качества накладывают свою печать на их действия.

Объяснение многих действий и поступков Сталина лежит в плоскости преимущественно психологически обусловленных мотиваций. При этом отношения в семье, взаимоотношения со своими сверстниками, реакция на явления тогдашней общественной и личной жизни в немалой степени влияли на фундаментальные черты его личности.

Семья, ранние годы жизни Сталина (или как его все называли Сосо), период обучения в духовном училище и семинарии, а также общественная среда того времени наложили свой отпечаток на его формирование. Именно тогда выработались основные черты его характера и сложились взгляды и убеждения.

Родился Сосо в семье бывших крепостных крестьян. Его отец Виссарион Джугашвили переселился в Тифлис и работал на кожевенной фабрике. Предприниматель Баграмов открыл в Гори сапожную мастерскую и выписал из Тифлиса лучших мастеров, в том числе и Виссариона, ставшего там вскоре известным мастером и открывшим собственную мастерскую. Женился он на Кеке Геладзе, также бывшей крепостной, семья которой переехала в Гори.

По воспоминаниям современников, молодая семья ютилась в одной комнатушке крошечной лачуги, по размерам не более курятника.

Сосо был третьим ребенком в семье. Два его старших брата умерли в младенчестве. И мать питала к нему очень нежные чувства, при этом строго наказывая его за провинности.

Отец Сосо со временем пристрастился к спиртному и стал пьяницей, пропивая практически все заработанное.

Все современники отмечают, что мать была простой, рано овдовевшей религиозной женщиной, вела исключительно скромный, поистине пуританский образ жизни и прожила строгую, тяжелую и честную жизнь.

Характер у нее был строгий и решительный, но с поэтической натурой. Ее твердость, упрямство, строгость к себе, пуританская мораль, суровый и мужественный характер всегда восхищали Сталина. Все теплое, любящее, что он мог помнить с детства, персонифицировалось для него в его матери, которую он по-своему любил и уважал всю жизнь.

Именно мать передала ему черты своего характера – твердость, чувство собственного достоинства, жизненную стойкость.

Такой она оставалась всю жизнь и когда он, будучи на вершине власти, предложил ей переехать в Москву, она отказалась и прожила в одиночестве в Гори.

Мать работала прислугой и прачкой в богатых домах. При пьянстве отца семья жила в страшной бедности.

Иремашвили (друг детства Сосо) рассказывал о грубости и вспыльчивости его отца, жестоких побоях жены и сына, приведших к презрению и ненависти мальчика к своему отцу. От постоянного пьянства тот вскоре растерял своих клиентов и вернулся на кожевенную фабрику в Тифлис, бросив в Гори юную жену и пятилетнего сына. И умер он в Тифлисе, когда Сосо было всего 11 лет.

Социальная и семейная среда, фактор беспросветной бедности, в которой рос Сосо, стали фундаментом критического отношения к устоям общества того времени и выработали у него в раннем возрасте стремление к знаниям.

Мать мечтала вывести сына в люди и хотела, чтобы он стал священником. Это было пределом мечтаний ее социального слоя.

Отец, наоборот, хотел передать сыну свою профессию и сделать его хорошим сапожником.

Обучение в духовном училище


Гори по значимости был вторым городом после Тифлиса. Там было несколько духовных училищ и женских гимназий, что было редкостью для того времени.

В духовное училище принимали детей преимущественно из духовного сословия и из обеспеченных семей. В эту категорию Сосо никак не попадал.

Матери оказали определенное содействие люди, у которых она работала, как прачка и уборщица. Одним из них был купец Эгнаташвили, помогавший бедным. Возможно, он и платил за обучение Сосо.

Бедному мальчику определили ежемесячную стипендию в размере 3 рублей. А матери разрешили зарабатывать в месяц до 10 рублей, обслуживая учителей и школу.

Мальчик рос в безграмотной семье, был развит не по годам и проявлял способности к учебе.

По просьбе матери сосед Чарквиани обучил Сосо грузинской азбуке. И мать решила отдать его на обучение в духовное училище.

Училище было четырехклассным, но Сосо обучался в нем шесть лет. Сначала он был принят в подготовительный класс. А потом в процессе учебы отец забирал его в Тифлис на кожевенную фабрику. Там мальчик помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим. Но через некоторое время мать снова забрала его обратно в Гори.

К тому же в детстве с ним случилось два несчастья. На Крещение сорвался фаэтон, врезался в хор мальчиков и сшиб Сосо, повредив ему левую руку, которая до конца жизни полностью не разгибалась. Плюс ко всем несчастьям он переболел оспой, оставившей уродливый след на лице на всю жизнь.

В период обучения в училище Сосо проявлял большие способности и интерес к приобретению знаний. Он обладал исключительной памятью и отлично усваивал объяснения преподавателей. Быстро стал первым учеником в классе и одним из лучших воспитанников училища.

Со временем он начал проявлять интерес к произведениям грузинской литературы. Самое сильное впечатление на него произвел роман «Отцеубийца» Казбеги. Имя главного героя этого произведения, что боролся с несправедливостью, Коба стало партийным псевдонимом Сталина.

Иремашвили вспоминал, что Коба стал для Сосо почти богом и смыслом жизни. Он хотел стать вторым Кобой. И настаивал, чтобы все именовали его только так.

В эти годы Сосо познакомился с классикой русской литературы, с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова. И зачитывался приключенческими романами зарубежных авторов.

Любил сочинять стихи. И часто отвечал экспромтом товарищам стихами. Также научился он и отлично рисовать. Принимал активное участие в концертах, любительских спектаклях и был заводилой церковного хора, обладая идеальным музыкальным слухом. В это время сформировалось его отношению к литературе и искусству, а также художественные вкусы и пристрастия.

Основным занятием Сосо в свободное время было чтение книг. Библиотека училища его не удовлетворяла. И он пропадал в частной библиотека Каланадзе, где перечитал почти все имевшиеся там книги.

В училище обучались в основном дети богатых. И Сосо (несмотря на то, что он был первым учеником) ввиду своего простого происхождения и беспросветной бедности родителей остро чувствовал унизительность своего социального положения, находясь на низших ступенях социальной лестницы.

По всей видимости, именно это стало первой вехой, заложившей базис его мировоззрения, которое уже во время учебы в семинарии и определило его позицию, как человека и политика.

По воспоминаниям его однокашника Глурджидзе, Сосо был очень верующим. Всегда присутствовал на богослужениях и не только сам соблюдал религиозные обряды, но и напоминал товарищам об их значении.

Религиозное воспитание и образование положительно отразилось на выборе его жизненного пути. Поскольку идеи добра и справедливости, заложенные в основе христианства, диктовали необходимость критической оценки реальности.

5 лет в семинарии


Училище он окончил с присвоением первого разряда, дающего право преимущественного поступления в духовную семинарию. Куда он и поступил в пятнадцатилетнем возрасте.

Приемные экзамены он сдал блестяще. И был зачислен в Тифлисскую семинарию в качестве полупансионера. То есть не на полный казенный счет. Его матери, очевидно, пришлось доплачивать какую-то сумму.

Следует отметить, что содержание семинарского образования и объем знаний, получаемых семинаристами, соответствовали гимназическому уровню.

Если образовательный уровень гимназиста и семинариста был примерно одинаков, то по общему развитию семинаристы превосходили гимназистов. Выпускник семинарии после проверочного испытания мог поступить на любой факультет университета.

Срок обучения в семинарии был шесть лет. Преподавали богословские и общеобразовательные дисциплины. Примерно такие же, что и в обычных гимназиях.

В основу общего образования было положено изучение классических языков и математики. За первые четыре года обучения учащиеся проходили гимназический курс, а два последних года посвящались преимущественно освоению богословских дисциплин.

Сосо проучился в Тифлисской семинарии пять лет.

Наряду с богословскими предметами он изучал и общеобразовательные, к которым питал большой интерес – русский язык, литературу, математику, логику, гражданскую историю, греческий и латинский языки.

В первые два года наличие незаурядных природных данных и присущих ему способностей (пытливый ум, блестящая память, целеустремленность, помноженные на любознательность и упорство) позволило ему стать одним из лучших учеников в семинарии.

Он начал интересоваться светской литературой и общественно-экономическими вопросами. Особенно любил гражданскую историю и логику. Рамки семинарской программы его не удовлетворяли. И он увлекался исторической литературой, историей французской революции, Парижской коммуны, историей России, изучал произведения Гюго, Бальзака, Дарвина, Фейербаха и Спинозы.

Сосо учился хорошо и выделялся среди своих одноклассников начитанностью и самостоятельностью мышления. Он активно занимался самообразованием, много читал, концентрируясь не на изучении богословских дисциплин, а с преимущественным креном в область общественных проблем.

Проявлял особый интерес к запрещенным для семинаристов книгам. Это носило постоянный характер. И его не устрашали различные наказания, в том числе и помещение в карцер.

Жизнь в семинарии проходила под строгим надзором. Запрещалось самовольно отлучаться из семинарии, посещать театры, собирать сходки, читать неблагонадежную литературу, под которой подразумевались почти все периодические издания.

По воскресеньям приходилось по 3–4 часа выстаивать церковные богослужения, участвовать в церковном пении и чтении. Посещение театра считалось смертельным грехом.

Запреты приводили к обратному эффекту и порождали энергичный протест. Учащиеся заводили тайную библиотеку, начинали издавать рукописные журналы. Система довольно суровых наказаний не могла устранить недовольство семинаристов.

Бунтарский дух, царивший в семинарии перед поступлением туда Сосо и в период его обучения, не мог не сыграть важную роль в его жизни.

За несколько месяцев до поступления в семинарию там состоялась мощная забастовка учащихся, требовавших увольнения некоторых преподавателей. Недовольство учеников было порождено, прежде всего, режимом, который царил в семинарии. А именно: непрерывной слежкой и издевательствами, которым подвергались учащиеся.

В семинарии он продолжает увлекаться чтением русской литературы, уделяя особое внимание произведениям критического реализма – сочинениям Щедрина и Гоголя.

Покоряют его и произведения грузинских писателей Руставели и Чавчавадзе.

Он пишет стихи. А шесть стихотворений Сталина, которые очень понравились классику грузинской литературы Чавчавадзе, были напечатаны в газете «Иверия» (на самом видном месте первой страницы) под псевдонимом Сосо.

Его стихотворение, посвященное грузинскому писателю Эристави, в 1907 году вошло в сборник лучших образцов грузинской словесности, как образец любви к Грузии. Вот несколько строк из этого произведения:

Не зря народ тебя прославил,
Перешагнешь ты грань веков,
И пусть подобных Эристави
Страна моя растит сынов.

В семинарии Сосо из живого и общительного паренька превращается в серьезного, сдержанного и погруженного в себя юношу.

Чтение стало для него главным средством постижения мира, осознания суровой реальности и поиска своего места в нем.

Предметы, входившие в программу семинарии, расширяли его кругозор. Но их было явно недостаточно. И он искал возможности развития своих знаний.

Сосо стал регулярно посещать частную «Дешевую библиотеку», хотя это запрещалось семинарским уставом. И букинистический магазин, где книги были ему не по карману. Он читал их в самом этом магазине и благодаря своей прекрасной памяти многое усваивал.

Он также принимал активное участие в создании всякого рода кружков, где ученики оформляли рукописные журналы, высказывали свои мысли и обменивались мнениями по широкому кругу вопросов, в том числе и по социальным проблемам.

Все это отвечало бунтарской натуре Сосо и содействовало его стремлению обогатить свои знания.

В семинарские годы он знакомится с научными произведениями Дарвина, Фейрбаха, Спинозы, Менделеева. И стремится вооружить себя знанием фундаментальных наук.

Именно благодаря непрерывному процессу самообразования Сосо приобрел обширные познания в самых различных сферах, а также исключительно широкую осведомленность во многих областях знаний. Что позднее поражало многих специалистов, соприкасавшихся с ним.

Формирование революционера


Превращениию бунтаря Сосо в сознательного революционера способствовало его приобщение к революционной марксистской литературе.

Он знакомится с «Капиталом» и «Манифестом коммунистической партии», а также ранними произведениями Ленина.

Репрессивные меры властей семинарии не только не останавливают Сосо от исследования запрещенной литературы, но он начинает активно вовлекать в этот процесс и своих соучеников. И становится организатором одного из кружков по изучению социалистические идеи.

По его предложению была арендована комната, где они собирались два раза в неделю. Во время совместных встреч участники кружка обменивались мнениями о прочитанных книгах, делились своим пониманием тех или иных теоретических проблем.

Сосо создал и редактировал рукописный ученический журнал, передаваемый из рук в руки, где он освещал и разъяснял все спорные вопросы.

У руководства семинарии были свои осведомители среди семинаристов, доносившие о запрещенных действиях учеников. В связи с этим Сосо уже тогда уделял много внимания конспирации и не спешил доверять даже ближайшему кругу.

На этом этапе у него (благодаря его целеустремленности и умению последовательно идти к достижению цели) сложились качества лидера, способного вести за собой других. Помимо большой силы воли, твердости и решительности у него развились такие черты, как скрытность, склонность к конспирации, недоверчивость, осторожность, умение не демонстрировать свои подлинные мысли и чувства.

В его характере уже с юности бросается в глаза чрезвычайная сдержанность, холодный скептицизм, откровенная неприязнь к чисто внешней стороне дела. При этом он легко обижался даже на шутки и бросался на обидчика с кулаками.

Формирование личности Сосо протекало под мощным воздействием семинарии. Именно оттуда он унаследовал определенные каноны, стиль, форму и манеру выражения своих мыслей, а в некоторой степени даже и лексику.

В его статьях и речах позже была видна своеобразная речевая стилистика и манера аргументации, присущая стилю изложения богословских сочинений. Он использовал разные риторические приемы, в том числе, многократное повторение нескольких ключевых словосочетаний.

И всякий раз одерживал победы над своими оппонентами. Даже над бурливым и цветастым красноречием Троцкого. Достаточно вспомнить его знаменитое обращение в июле 1941 года:

«Братья и сестры!»

В семинарские годы Сосо осознавал себя частью грузинского народа.

Но в силу многонационального состава населения Гори и Тифлиса национальный фактор не играл столь важную для него роль. Все-таки преобладали элементы интернационализма.

Он видел, что люди скорее разнятся по своему имущественному положению, нежели по национальности. И позже выступал против существующего строя, руководствуясь не грузинскими национальными идеалами, а учением о классовой борьбе.

Знакомство с русской литературой содействовало вызреванию в его сознании чувства уважения к русскому народу. И русский язык стал для него фактически родным, языком выражения его мыслей.

И не просто так Сталин сказал:

«Я не грузин, я – русский грузинского происхождения!»

Царившая в семинарии атмосфера далеко не способствовала укреплению у Сосо веры и его религиозных воззрений.

Он заканчивал пятый класс. И ему оставалось проучиться еще один год.

Существует ряд свидетельств, что он сам помышлял о том, чтобы оставить семинарию. Имелись все признаки того, что он внутренне был готов к этому. По всей видимости, гнетущая атмосфера жизни семинариста его тяготила.

Принимая во внимание факты систематического нарушения Сосо порядков, установленных в семинарии, он был исключен.

В качестве мотивов исключения были указаны

«неявка на экзамены, грубость, проявление политической неблагонадежности, безбожие, наличие опасных взглядов и неуплата соответствующего взноса за обучение».

Сосо не удалось закончить семинарию.

Судя по всему, он не испытывал из-за своего исключения особого сожаления. Он уже созрел для выбора иного пути. Как отмечал один из его биографов,

«он поступил в семинарию в пятнадцатилетием возрасте, намереваясь стать священником, а покинул ее с мировоззрением бунтаря и амбициями революционера».

Как-то в беседе со своей матерью, когда он уже стал руководителем государства, он пытался объяснить ей свою должность. И она никак не могла понять его. Тогда он напомнил ей о царе. И сказал, что он вроде как царь.

Тем не менее, когда Сталин навестил мать незадолго до ее смерти, она сказала ему:

«Жаль, что ты так и не стал священником».

Поскольку она искренне считала, что будущее ее сына не в земной славе, а на духовном поприще.

Детство и юность сформировали основные черты характера Сталина. Уже тогда он был незаурядной и талантливой личностью.

Не просто так этот человек стал одним из политических гениев XX века, определявших мироустройство того времени.

Это не был безграмотный сын сапожника и прачки. Это был человек с достойным образованием, выше гимназического. Который благодаря самообразованию достиг высот в познании естественных и общественных наук.

Свои знания и способности он успешно применял в процессе формирования первого социалистического государства, а также для достижении поставленных целей, неся при этом (из-за своего жесткого характера) серьезные издержки и неоправданные жертвы.

Благодаря силе воли Сталина и его целеустремленности в том числе, Россия впервые стала сверхдержавой.

И доказала всему миру возможность альтернативного мироустройства.


© 2007-2020, All Rights Reserved Nigeria|Somalia|Sudan|Tunisia|News|War
Tags: news, russia, ukraine, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments