izwest (izwest) wrote,
izwest
izwest

Categories:

Страна неизменных парадигм?











alt
Дамы приглашают кавалеров на белый танец. Фото 1900-х гг. А о чем подумали вы?


Что в этом мире неизменно?
Что в этом мире постоянно?
Как все обманно, зыбко, тленно,
Как переменчиво и странно.

(«Книга Смерти» Игорь Невеликий)

Парадоксы истории. Как часто мы любим повторять, демонстрируя перед другими свою значимость и способность критически мыслить, что, мол, в стране у нас ничего не меняется, хотя перемены явно налицо. Вот, например, о наболевшем…

В прежние бесплатные времена мне зубы с пульпитом лечили без анестезии. Поэтому к зубным врачам я ходил лишь в крайнем случае. Теперь… сначала анестезируют место укола, а уж потом в него уже колют иглой. Анализ крови и УЗИ сделали всего за один час, без какой бы то ни было очереди. Да, рентгена пришлось подождать… час – наплыв посетителей был большой и заплатить. Но это не так уж и много. Словом, все так, как было и всегда: кому-то суп жидкий, а кому-то жемчуг мелкий.

Но что будет, если сходить еще и в архив? И просмотреть старые газеты и журналы, ну, скажем, за последние ¬¬50–100лет? Конечно, дело это хлопотное и требующее много свободного времени, но зато вы узнаете так много всего интересного, что это явно того стоит.

Ну, например, вы можете сделать удивительное открытие, что Россия – это страна, в которой за все это время изменилось очень многое, кроме основных парадигм ее развития. То есть парадигмы общественного развития – направления, по которым оно как раз идет, какими были, такими у нас и остаются вот уже много-много лет.

Журнал «Нива» о народных избранниках


Как мы любим критиковать нашу Думу и наших депутатов, хотя... сами их туда же и выбираем. Мол, оторвались они от народа, не составляют с ним целого, денег себе платят намерено…

Но вот перед нами журнал «Нива» № 17 за 1916 год. И там статья «Десятилетие государственной Думы». Открываем ее и читаем:

«Россия и ее избранники еще не составляют чего-то единого и нераздельного, что в них она до сих пор еще не нашла своего внутреннего облика... духовного «я», не обрела высшего органа национальной воли и мысли, каким для каждого народа служит его парламент.

В чем причина столь странного явления? Она лежит очень глубоко, в самых недрах нашего культурно-общественного строя. При разной культурности низших и высших слоев населения достичь единства…идеалов довольно трудно. Легче назваться конституционным или парламентским государством, чем действительно стать таковым».


Откроем любое современное издание – журнал или сайт, посвященные социально-политической проблематике. И мы найдём там все те же самые упреки, только, может быть, выраженные немного другими словами. Разница лишь в том, что наша Дума уже несколько старше той, о которой идет речь в статье.

«Вождизм» бывшего матроса Блюдникова


Ну, кто из нас на ВО не встречал славословий в честь товарища Сталина и призывов,
«чтобы он пришел и всех спас»?

Впрочем, даже в благословенные 70–80-е годы прошлого века тоже хватало высказываний о том, что нам, мол, такого вождя очень недостает. Сейчас говорят о том, что неплохо бы его клонировать методами генной инженерии и у нас все будет хорошо! Но… о таких «хороших вождях», которые всем «сестрам дадут по серьгам» у нас мечтали и раньше, причем те же самые крестьяне. И не когда-нибудь, а в революцию 1905–1906 гг.

Так, осенью 1906 года газета «Харьковские ведомости» опубликовала письмо крестьянина К. Блюдникова, плававшего матросом на броненосце «Ретвизан», из села Беленькое Изюмского уезда, Харьковской губернии. И вот о чем он там написал, обращаясь к бунтующим:

«Во-первых, братья-крестьяне, меньше б вы пили, так были бы в 10 раз богаче. Тяжелым трудом приобретены имения у дворян. И что же? Крестьяне идут все это разорить и по-христиански ли это?!»

«Я, будучи во флоте, везде был, и нигде не видал, чтобы правительство давало землю... Цените же это и стойте грудью за своего царя и наследника. Государь – наш Верховный Вождь».

Однако умный был мужик этот Блюдников, ничего не скажешь, хоть и считал царя за вождя. Попробуйте вы поруководить хотя бы парой нефтяных вышек... Ой-ой, как нелегко. А мы опять ратуем за то, чтобы отнять и разделить. И кто будет руководить разделенным – «диванные эксперты» с ВО? Или на всю страну хватит гения товарища Грудинина? И это он плохих всех накажет, а хороших, сохранивших в душе веру в «сицилизм», наградит? Не смешно даже в такое верить.

Вот как тогда стреляли, так и сейчас стреляют


Сегодня нас шокируют сообщения о том, что – то там, то тут у нас стреляют. То полицейский начал палить в супермаркете, то муж застрелил жену, а потом покончил с собой, и почему-то мы громко возмущаемся:
«Вот до чего дело-то у нас дошло».

Но все это же самое было и раньше. Например, 4 января 1918 года пензенская газета «Наш путь» сообщала, что
«младший помощник начальника 3-его милиционного участка Панарин, 30 декабря напился пьяным и принялся палить из нагана вдоль и поперек улицы Рождественской, чем подверг жизнь проходивших по ней граждан самой смертельной опасности. На улице Московской толпа граждан его задержала и доставила в участок № 2, а там на него составили протокол».

Так что это своего рода традиция для российских полицейских, напиться, да и палить по людям. Случалось, такое, наверняка, не только в городе Пензе. Но это надо в архивах субъектов Федерации смотреть, а кто будет сегодня этим заниматься? Даже пенсионеров с ВО посетить свой областной архив не удается убедить ни под каким видом. Даже и тех, кто не работает.

Кстати, в СССР один летчик на самолете решил покончить с женой, врезавшись в ее квартиру на Ан-2. Случилось это в Новосибирске 26 сентября 1976 года, и при этом погибло 11 человек совершенно к их семейным проблемам не причастным. Но, понятно, что в СМИ об этом ничего не сообщалось. А то ведь и так могло случиться, что кто-то решился бы таранить неверную жену на боевом самолете.

Судьба «трехоконных флигелей»


Интересно, что все реформы по ослаблению государственного гнета в России, в общем-то, начинались всегда одинаковым образом.

Врач Диатропов в своей заметке, опубликованной в газете «Пензенские губернские вести» в 1863 году (то есть всего лишь два года спустя после отмены крепостного права), писал:

«В своей городской прогулке вы замечаете, что во многих трехоконных флигелях (трехоконный флигель в те годы это стандартный трехоконный городской дом) среднее окно переделывается в дверь, над которой уже готова белая надпись на красном фоне: «Распивочно и на вынос».

Но после 1991 года разве не с того же самого все и началось? Хотя разница была, да. Но лишь в том, что вместо трехоконных флигелей для этого же самого использовались квартиры, расположенные в первых этажах многоэтажек. В них открывались конторы, парикмахерские, но чаще всего – закусочные, бары и пивнушки. Потому, что какая же это реформа, если без пития?

Три самые «дешевые» профессии России


На вопрос о самых дешевых профессиях в России ответит не каждый. Хотя учителей и врачей назовут все. И это не удивительно, ведь так у нас было всегда. Правда, «при Путине» военным зарплату наконец-то подняли до приличного уровня, но и ее сегодня основательно подъела инфляция.

А вот в 1812 году офицеры в российской императорской армии получали так мало, что буквально едва сводили концы с концами. Им, беднягам, запрещали жениться, пока они не получали звания капитана, поскольку на офицерское жалование (ниже по званию) содержать жену они бы просто не смогли. Причем классная дама в гимназии тогда получала 30 рублей в месяц, а прапорщик – 25.

О тяготах всех этих профессий с горечью писали и Бунин, и Куприн, и Чехов. Также и газеты, и журналы тех лет сообщали о тяжкой доле российских офицеров и врачей постоянно, а их денежное довольствие сравнивали с довольствием офицеров в Германии, Франции и Англии. И везде оно было не в пользу России.

Ну, а учителей сельских школ крестьяне и вовсе почитали за дармоедов и не желали их содержать. Во всяком случае, так считали крестьяне села Тархова Пензенской губернии в 1918 году. Местная газета сообщала, что

«они мечтали о том, чтобы, во-первых, им вернули хотя бы плохонького царя; во-вторых – разогнать всех служащих земской волостной управы; ну, а ещё… хотелось им школу закрыть, а лес, что лежал поблизости, уничтожить».

Преступления в РИ совершал каждый третий


Сегодня наши СМИ очень любят расписывать ужасы «криминализации нашего общества» и, что, мол, у нас преступность постоянно растет. Но и в патриархальной Российской империи было с этим не лучше.

По статистике в 1914 году криминальный опыт получал каждый третий гражданин империи. Причем темпы роста преступности в 10 раз превосходили темпы роста населения страны. И это данные отнюдь не большевистских агитаторов, а… архива тогдашнего российского МВД. Очевидно, считалось, что скрывать тут нечего – дело житейское. Впрочем, и потом, уже после революции, преступности тоже хватало…*

Детская проституция. Увы, сегодня у нас имеет место. Но это тоже уже было и раньше. И в каких масштабах? Так, к началу Первой мировой войны на долю детской проституции в России приходилось 23 % от общего количества тогдашних проституток.

Был в России в 1914 году введен и «сухой закон», да только он тоже постоянно нарушался. Например, в 1917 году шинкарю в средней полосе России нужно было привести всего-то пуд муки и гарнец картошки, и он из этого гнал водку, которой хватало на восемь бутылок, причем себе за труды он брал… три. А цена бутылки водки составляла в то время от 3 до 7 рублей.

Не было покончено с проституцией и в советское время**, о чем имеется целый ряд защищенных диссертаций по истории. И в них тоже все основано на данных из наших архивов.

Патриотическое воспитание: проблема сто лет спустя


У нас многие сегодня печалятся, что
«молодежь не та, что раньше».

А главное, что ее развращает современное кино и Интернет. Проклятая иностранщина все заполонила, а вот про Павлика Морозова и Зину Портнову читать ей неинтересно. Но вы знаете, точно такая же проблема существовала и 100 лет назад.

Читаем газету «Пензенские губернские вести» № 6 за 1910 год:

«В каталоге (речь идет о каталоге детской литературы издательства М.О. Вольфа. – Авт.) насчитывается 114 стр. и более 1000 заглавий и что же мы там видим?! Масса книг из жизни западно-европейских (так в тексте) народов, американцев, азиатов, романы Ж.Верна, Купера, Мариета, Майн-Рида и почти ничего о русском народе…

Книги Чарской, когда горцы борются за свободу – это можно. А вот когда Русь борется с татарщиной… это вредно! От этого засилья иностранщины ребенок становится иностранцем в душе, и нет ничего удивительного, что наши дети растут врагами своей родины».


Прямо слово в слово из речей некоторых депутатов Госдумы и… комментаторов на ВО, только написано было на 110 лет раньше. То есть вектор интересов молодых людей практически никакого изменения не претерпел, только книги сегодня заменили Интернет и кино.

Кстати, когда случилась война 1914 года, все пошли воевать. Безотносительно к тому, кто какие книги читал. А что делать? Призвали…

Но кое-что очень даже изменилось


Правда, есть сфера, в которой изменения затронули даже сам менталитет всей нашей российской народной массы. К примеру, все исследователи нашего общества в начале ХХ века единодушно отмечали, что у российских проституток имеет место чисто национальное отсутствие понимания своего ремесла, как профессии, что в итоге и становилось причиной их трагедии. А вот с путанами из-за рубежа, которые специально(!) приезжали в Россию на заработки, все было совсем не так.

Наши объясняли, что занялись «этим» потому, что их совратил «сын хозяина», «сам хозяин», «проезжий офицерик», словом – они жертвы! Иностранные путаны смотрели на свое занятие, как на бизнес, лишнего себе не позволяли, старались по возможности не пить, копили деньги, а потом они возвращались назад, выходили замуж и дальше вели уже спокойную и праведную жизнь. Наши же в силу своей «жертвенности» начинали злоупотреблять спиртным, денег на будущее не откладывали и потому постепенно опускались все ниже, и в итоге умирали от пьянства и чахотки под забором. И только вот сейчас «по счастью» и у нас они на «это» смотрят точно так же, хотя ко всем прочим болезням прибавился ещё и СПИД.

Как и при царе, да и при генсеках, реформы сваливаются нам на голову, как обух топора. Никто заранее их не обсуждает, работа с населением по их одобрению не ведется, значение их для страны по большому счету не разъясняется. Понятно, что и референдумы каждый месяц, как в Швейцарии, это из области фантастики. То есть и эта парадигма осталась неизменной.

Так что «изменить Россию сегодня» – это прежде всего выйти за пределы этих традиционных для нашего общества и уже порядком обветшавших парадигм. Пока же получается, что и революция, и гражданская война, и все остальные трудности и лишения наши люди испытали только лишь ради того, чтобы… изменилось самосознание у наших шлюх? В плане общественного развития это «достижение», конечно, имеет эпохальное значение! Теперь дело за малым: поднять заработную плату всех самых низкооплачиваемых социальных групп до зарубежного уровня, поднять пенсии, и тогда… – да, страной мы станет совершенно другой!

Дополнительная научная литература по теме:

*Организационно-правовые основы борьбы с преступностью в РСФСР в 1921–1929 гг. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Захарцев, Сергей Николаевич, 2006, Тамбов; Процесс криминализации российского общества и его влияние на отклоняющееся поведение молодежи. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Мерзаканов, Сергей Айтечевич, 2003, Новочеркасск.

**Повседневная жизнь советских городов – пьянство, проституция, преступность и борьба с ними в 1920-е гг.: На материалах Пензенской губернии. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Панин, Станислав Евгеньевич, 2002, Пенза; Основные формы девиантного поведения населения Самарской губернии в период новой экономической политики: 1921–1929 гг. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Манькевич, Алла Анатольевна, 2007, Самара.


© 2007-2020, All Rights Reserved Nigeria|Somalia|Sudan|Tunisia|News|War
Tags: news, russia, ukraine, Мнения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments