izwest (izwest) wrote,
izwest
izwest

Categories:

Тяжелые беспилотники Китая. Развитие и перспективы











Тяжелые беспилотники Китая. Развитие и перспективы

CH-3 - первый БПЛА серии "Цайхун". Фото Globalsecurity.org


Китай активно занимается разработкой и развитием беспилотных летательных аппаратов. В интересах вооруженных сил создаются новые образцы всех основных классов. В последние годы большое распространение получили БПЛА тяжелого класса с высокими летно-техническими характеристиками, способные вести разведку и наносить удары. Развитие этого направления продолжается, и ожидаются новые примечательные результаты.

В процессе строительства


В настоящее время КНР является одним из мировых лидеров в области строительства БПЛА. Разработаны и предлагаются заказчикам сотни моделей и модификаций такой техники гражданского и военного назначения. На вооружение разных родов войск НОАК принят целый ряд беспилотников всех основных классов, включая тяжелые.
alt

Серийный CH-4B из состава ВВС Алжира. Фото Wikimedia Commons

По известным данным, БПЛА среднего и тяжелого класса поступили на вооружение ВВС, армейской авиации, флота, морской пехоты и т.д. Сообщается об эксплуатации, как минимум, десятков беспилотных комплексов разных типов. При этом разные рода войск могут использовать одинаковую технику или получать машины разных типов – в соответствии со спецификой их задач и условий работы.

При развитии беспилотной техники используются разные подходы. Разрабатываются новые самостоятельные проекты. Параллельно осуществляется развитие нескольких семейств техники, предусматривающее последовательную модернизацию готовых образцов. Кроме того, идут научно-исследовательские работы, направленные на создание принципиально новой техники.

Беспилотная «Радуга»


Любопытным примером последовательного развития технологий и техники является семейство БПЛА «Цайхун» («Радуга») от China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC). Разработка первого образца этой линейки, CH-1, началась в 2000 г.; ее целью было создание среднего БПЛА разведывательного БПЛА. Позже размеры и масса беспилотников «Цайхун» росли, а также расширялся круг решаемых задач. В последних проектах от CASC используются принципиально новые идеи.
alt

Макет "летающего крыла" CH-7. Фото Globalsecurity.org

На данный момент самым совершенным серийным «радужным» БПЛА является изделие CH-4. Это БПЛА с взлетным весом 1,3 т и полезной нагрузкой 350 кг, с размахом крыла 18 м. Продолжительность полета – 40 ч. Модификация CH-4A несет только оптико-электронные средства разведки, а проект CH-4B предусматривает наличие шести пилонов для оружия. CH-4 состоит на вооружении НОАК и поставляется третьим странам. Такая техника уже использовалась в локальных конфликтах. Путем дальнейшего совершенствования конструкции создан БПЛА CH-5 с полезной нагрузкой в 1 т, способный летать до 60 ч.

В 2021-22 гг. ожидается появление серийных БПЛА CH-7. В отличие от предшественников, это будет малозаметное «летающее крыло» с внутренним отсеком вооружений. Ожидается, что такой аппарат будет развивать высокую дозвуковую скорость и оставаться в воздухе до 12-15 ч. В других проектах семейства «Цайхун» предусматривается использование схемы конвертоплана, двухбалочной архитектуры и т.д.

alt

БПЛА Wing Loong I. Фото Robotrends.ru

Разные образцы линейки «CH» поступили на вооружение 14 зарубежных стран. Наибольшей популярностью среди заказчиков пользуются БПЛА CH-4A/B. В зависимости от своих потребностей, зарубежные армии заказывали технику той или иной модификации. Вероятно, перспективный CH-7 принципиально нового облика тоже не останется без внимания – если его предложат зарубежным заказчикам.

Беспилотные «Птеродактили»


Большое значение для ВВС НОАК и других стран имеют проекты серии «Винлун», также известные как Chengdu Pterodactyl. Проекты этой линейки разрабатывались в Chengdu Aircraft Industry Group с 2005 г. В 2009 г. провели первый полет изделия Pterodactyl I, а в 2011-м его приняли на вооружение китайской армии.

Все версии «Винлуна» строятся по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом и V-образным оперением. Первый БПЛА семейства имел крыло размахом 14 м и весил 1,1 т. Полезная нагрузка составляла 200 кг. На базе первой машины линейки было создано пять модификаций с теми или иными особенностями. Отличия были связаны с составом бортовой аппаратуры, принципами управления, возможностью несения вооружений и т.д. Поздние проекты линейки предусматривают связь через спутник и имеют функцию автономного опознавания целей с последующей атакой по команде оператора.

alt

"Винлуны" на выставке. Впереди БПЛА второй модели, за ним - базовое изделие. Фото Wikimedia Commons

В 2017 г. на вооружение приняли БПЛА «Винлун II». Он крупнее и тяжелее (взлетный вес 4,2 т), а также несет большую полезную нагрузку. Предусматривается установка обзорно-прицельной РЛС, дополняющей оптику. Количество пилонов для оружия увеличено до 12. Основные функции и возможности в целом остались прежними.

БПЛА «Винлун I» разных модификаций приняты на вооружение НОАК и восьми зарубежных армий. Более новые «Винлун II» закуплены шестью иностранными государствами. В общей сложности построено несколько сотен БПЛА всех версий.

Программа «601-S»


В контексте тяжелых БПЛА и путей их развития особый интерес представляет программа «601-S». Ею занимается корпорация Aviation Industry Corporation of China (AVIC) в сотрудничестве с другими научно-исследовательскими и проектными организациями. Целью программы является поиск решений для создания БПЛА будущего. В первую очередь, отрабатываются технологии снижения заметности. Также известно о поисках в других областях.
alt

Экспериментальный БПЛА "Лицзянь". Фото Robotrends.ru

Экспериментальный проект «Тяньну» («Небесный арбалет») предусматривал строительство «летающего крыла» с размахом более 2 м и парой килей. С его помощью проверялась управляемость подобного БПЛА на основных режимах. Затем испытания проходили аппараты «Фэньжэн» и «Юньгун» с иными средствами управления. Сообщалось о разработке «летающего крыла» обратной стреловидности.

Ориентировочно в 2013-14 гг. проводились испытания полноразмерных БПЛА «Лицзянь» и «Анцзянь». Подробности этих работ, по очевидным причинам, не раскрывались. Считается, что наработки по последним проектам серии «601-S» прямо сейчас могут использоваться при создании реальных разведывательных и/или ударных беспилотников. Можно ожидать, что любое новое беспилотное «летающее крыло» китайской разработки имеет отношения к опытам AVIC и смежников.

Развитие продолжается


Изучая зарубежные разработки и создавая собственные проекты, КНР за несколько десятилетий смогли сократить отставание от иностранных государств в области беспилотных летательных аппаратов. Более того, удалось даже войти в узкий круг лидеров, обладающих всеми ключевыми технологиями и продолжающих их развитие.
alt

Опытный "Анцзянь" и его создатели. Фото Globalsecurity.org

Силами разных организаций и предприятий создаются как отдельные проекты, так и целые семейства, основанные на общих идеях и решениях. При этом имеют место как проекты для последующего внедрения, так и исключительно экспериментальные разработки. Судя по известным данным, последние позволили создать задел для нескольких важных прорывов. Вероятно, их удастся реализовать в ближайшие годы.

Любопытно, что результаты научно-технической деятельности используются не только для модернизации своих вооруженных сил. Разработав массу новых проектов разного рода, Китай получает возможность выйти на международный рынок и успешно конкурировать с другими ведущими странами по количеству проданной техники.

В целом развитие направления БПЛА в Китае представляет большой интерес. Китайская промышленность смогла в ограниченное время сосредоточить усилия, освоить и развить новые для себя технологии, а также выйти на лидерские позиции. Очевидно, что такие процессы не будут останавливаться. Результатом этого станет усиление существующего беспилотного «воздушного флота» НОАК и других армий, а также появление новых образцов техники с теми или иными любопытными особенностями.


© 2007-2020, All Rights Reserved Nigeria|Somalia|Sudan|Tunisia|News|War
Tags: news, russia, ukraine, Авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments