izwest (izwest) wrote,
izwest
izwest

Categories:

Действия американской авиации против японских островов на завершающем этапе войны

Действия американской авиации против японских островов на завершающем этапе войны

Действия американской авиации против японских островов на завершающем этапе войны









alt

К началу 1945 года 21-е бомбардировочное командование являлось грозной силой, способной одновременно поднять в воздух сотни дальних бомбардировщиков В-29, груженных тоннами фугасных и зажигательных бомб.

В последний год войны американское командование выработало наиболее эффективную тактику действий против японских оборонных предприятий и крупных городов, а экипажи накопили необходимый опыт и приобрели квалификацию, позволяющую им успешно действовать днём и ночью.

Ночные атаки на японские нефтеперерабатывающие заводы


Помимо бомбардировок фугасными бомбами промышленных предприятий и уничтожения жилых районов, доработанные бомбардировщики В-29В, принадлежащие 16-й и 501-й бомбардировочным группам из состава 315-го бомбардировочного авиакрыла, со специально подготовленными экипажами совершили серию атак на японские нефтеперерабатывающие предприятия и крупные хранилища нефтепродуктов.
Действия американской авиации против японских островов на завершающем этапе войны
Взлетает В-29В, оборудованный РЛС AN/APQ-7, принадлежащий 501-й бомбардировочной группе

Бомбардировки совершались в ночное время с использованием прицельно-навигационной РЛС AN/APQ-7. Первая ночная атака с участием 30 самолётов на НПЗ в Йоккаити состоялась в ночь на 26 июня. В результате бомбардировки завод был выведен из строя, и сгорело около 30 % хранившихся на нём нефтепродуктов. Следующая атака на нефтеперерабатывающий завод в Кудамацу состоялась 29 июня, а в ночь на 2 июля бомбардировке подвергся НПЗ в Миносиме. В ночь с 6 на 7 июля В-29В, используя для наведения на цель радары, уничтожили нефтеперерабатывающий завод недалеко от Осаки, а три дня спустя завершили разрушение завода в Йоккаити. До момента окончания боевых действий экипажи 16 и 501-й бомбардировочных групп провёли 15 рейдов на японские объекты топливно-энергетического комплекса. В ходе этих атак удалось полностью уничтожить шесть из девяти атакованных целей, потери составили 4 B-29В.

Бомбардировки малых японских городов


Для того чтобы сломить сопротивление японцев, во второй фазе «воздушного наступления» одновременно с продолжением бомбардировок оборонных предприятий было решено атаковать 25 относительно небольших города с населением от 60000 до 320000 человек. Для атаки малых городов использовались меньшие группы бомбардировщиков, чем против Токио или Осаки.

Перед началом бомбардировок американцы приняли меры по предупреждению жителей этих городов о готовящихся атаках. В мае-июле 1945 года В-29 сбросили около 40 миллионов листовок. Японское правительство ввело суровые наказания в отношении мирных жителей, хранящих такие листовки.

16 июля 1942 года 21-е бомбардировочное командование было преобразовано в 20-ю воздушную армию, которая вместе с 8-й воздушной армией, переброшенной из Европы, и авиационными подразделениями, дислоцированными на Гаваях, вошла в состав командования стратегическими военно-воздушными силами на Тихом океане.

Когда погода была хорошей, в светлое время суток, штурманы-бомбардиры В-29, используя оптические прицелы, должны были бомбить промышленные предприятия. А в плохих погодных условиях и ночью удары наносились по жилым кварталам, исходя из данных, полученных с помощью бортовых радаров AN/APQ-13 и AN/APQ-7.

В рамках нового плана состоялось пять крупных прицельных бомбардировок фугасными бомбами: 9 и 10 июня ударам подверглись авиазаводы в окрестностях Синкамигото и Ацута, а также шесть оборонных предприятий на берегу Токийского залива. 22 июня удары были нанесены по шести целям на юге Хонсю, 26 июня бомбардировкам подверглись заводы в Хонсю и Сикоку, 24 июля бомбили Нагою.

Параллельно с разрушением японского промышленного потенциала «Суперкрепости» группами по 50–120 машин засеивали зажигательными бомбами жилые кварталы небольших японских городов. 17 июня бомбардировщики В-29 атаковали города Омута, Йоккаити, Хамамацу и Кагосима. 19 июня состоялись налёты на Фукуоку, Сидзуоку и Тоёхаси. 28 июня бомбили Модзи, Нобеоку, Окаяму и Сасебо. 1 июля бомбардировкам подверглись Кумамото, Куре, Убе, Симоносеки. 3 июля – Химедзи, Коти, Такамацу, Токусима. 6 июля «зажигалки» сыпались на Акаси, Тибу, Кофу, Симидзу. 9 июля атаковали Гифу, Сакаи, Сендай и Вакаяму. 12 июля B-29 сожгли городские кварталы в Итиномии, Цуруге, Уцуномии и Увадзиме. 16 июля бомбили Хирацуку, Кувану, Нумадзу и Оиту. 19 июля горели дома в Тёси, Фукуи, Хитати и Окадзаки. 26 июля рейдам подверглись Мацуяма, Токуяма и Омута. 28 июля были атакованы ещё шесть городов – Аомори, Итиномия, Цу, Исе, Огаки, Увадзима.

alt
Пожары в Тояме 1 августа 1945 года

1 августа состоялся крупнейший налёт Второй мировой. В этот день 836 B-29 сбросили 6145 т бомб (в основном зажигательных) на города Хатиодзи, Тояма, Мито и Нагаока. 5 августа были атакованы Имабари, Маэбаси, Нисиномия и Сага. В Тояме сгорело более 90 % зданий, а в других городах от 15 до 40 % строений.

В большинстве случаев малые города не прикрывались батареями зенитных орудий, а японские ночные истребители были неэффективны. В ходе операции против малых городов был сбит только один B-29, еще 78 вернулись с повреждениями, а 18 бомбардировщиков разбились в результате несчастных случаев.

Использование бомбардировщиков В-29 для минных постановок


В середине 1944 года американские адмиралы стали требовать привлечения дальних бомбардировщиков В-29 для постановки минных заграждений, с целью блокирования судоходства в японских водах. Генерал Лемей был не в восторге от этих планов, но под давлением вышестоящего командования в январе 1945 года был вынужден выделить 313-е бомбардировочное крыло.

Экипажи 313-го бомбардировочного авиакрыла провели свою первую операцию по установке мин в ночь с 27 на 28 марта, заминировав пролив Симоносеки, чтобы не дать японским военным кораблям использовать этот маршрут для нападения на десантные силы США у Окинавы.

В рамках совместной с ВМС США операции «Голод», целью которой было блокирование основных портов Японии, воспрепятствование движению японских боевых кораблей и транспортов, дальние бомбардировщики в ходе 1529 боевых вылетов сбросили более 12000 морских мин с акустическими или магнитными взрывателями. На постановку мин пришлось 5,7 % всех вылетов, совершенных самолётами 21-го бомбардировочного командования.

alt
Сброс морской мины с В-29

Минированию подвергались как пути движения японского флота, так и крупнейшие порты, что серьезно нарушило японское материально-техническое обеспечение и переброску войск. Японцам пришлось отказаться от 35 из 47 основных маршрутов конвоев. Например, перевозки через Кобе сократились на 85 %, с 320 000 т в марте до 44 000 т в июле. За последние полгода войны на американских минах, поставленных самолётами дальней авиации, погибло больше кораблей, чем было потоплено подводными лодками, надводными кораблями и авиацией ВМС США. Мины потопили или вывели из строя 670 судов общим водоизмещением более 1 250 000 тонн. При этом было потеряно 15 американских самолётов.

Удары американских истребителей и бомбардировщиков В-24 и В-25 по целям на юге Японии


После того, как Р-51D Mustang 7-го истребительного командования перебазировались на Иводзиму, руководство 21-го бомбардировочного командования предложило помимо сопровождения «Суперскрепостей» использовать истребители для ударов по японским аэродромам, что рассматривалось как превентивная мера по снижению боеспособности японских перехватчиков.
alt
Истребитель Р-51D Mustang взлетает с аэродрома на Иводзиме

В мае 1945 года к ударам по японским островам подключились самолёты американской 5-й воздушной армии, в составе которой имелись подразделения, вооруженные истребителями Р-51D Mustang, P-47D Thunderbolt и Р-38L Lightning, а аткже бомбардировщиками B-25 Mitchell и B-24 Liberator.
alt
P-47D Thunderbolt 348-го истребительного авиакрыла

Истребители и бомбардировщики 5-й воздушной армии атаковали японские аэродромы 138 раз. Четырехмоторные В-24 и двухмоторные В-25 неоднократно бомбили железнодорожные узлы, порты, железнодорожные и автомобильные мосты. С 1 по 13 июля с Окинавы было проведено 286 боевых вылетов бомбардировщиков В-24 и В-25 по целям на Кюсю.
alt
Бомбардировщик В-25 345-го бомбардировочного крыла

Помимо решения тактических задач, крупные группы «Либерейторов» привлекались к стратегическим бомбардировкам. 5 августа «зажигалки» сыпались на жилые кварталы Тарамизу в Кагосиме. 7 августа авиаудар был нанесён по угольному терминалу в Умуте. 10 августа бомбили Куруме. Последние авианалёты состоялись 12 августа.
alt
B-24 Liberator над островом Иводзима

В июле и августе истребители и бомбардировщики 7-го истребительного командования и 5-й воздушной армии совершили более 6000 самолетовылетов по целям в Кюсю. При этом 43 американских самолёта были сбиты зенитками и японскими истребителями.

Действия американской палубной авиации по целям на японских островах


К началу 1945 года Япония уже была истощена и безнадёжно утратила инициативу в войне на море. К тому моменту американские авианосные соединения имели надёжную защиту от ударов с воздуха и уже не опасались японского флота. В составе оперативной группы TF 58, являвшейся главной ударной силой ВМС США на Тихом океане, имелось 16 авианосцев, прикрытых линейными кораблями, крейсерами и эсминцами сопровождения.
alt
Корабли соединения TF 58 маневрируют в японских водах

Первые авианалёты американских палубных бомбардировщиков на аэродромы и авиазавод в окрестностях Токио состоялись 16 и 17 февраля. Пилоты ВМС США заявили об уничтожении 341 японского самолета. Японцы признали потерю 78 истребителей в воздушных боях, но не предоставили данные о том, сколько их самолётов было уничтожено на земле. Американская палубная авиация в этих атаках потеряла от огня противника 60 самолетов и 28 – в авариях.

18 февраля 1945 года корабли соединения TF 58, не встретив сопротивления со стороны японского флота и авиации, отправились на юг, чтобы оказать поддержку высадке на Иводзиме. Оперативная группа предприняла попытку второго налета на район Токио 25 февраля, но эта операция была сорвана из-за плохой погоды, и 1 марта американские корабли атаковали Окинаву.

alt
Корабли и палубная авиация соединения TF 58 у Окинавы

Следующая атака американских палубных бомбардировщиков на Японию состоялась 18 марта. Основной целью являлись японские аэродромы и хранилища с авиационным топливом на острове Кюсю. На следующий день палубная авиация бомбила японские военные корабли в Куре и Кобе, повредив линкор « Ямато» и авианосец « Амаги». В ходе атак 18 и 19 марта американские военно-морские авиаторы заявили, что они уничтожили 223 японских самолета в воздухе и 250 – на земле. В то время как японцы оценили свои потери: 161 самолёт в воздухе и 191 – на земле. 23 марта палубная авиация ВМС США разрушала береговые укрепления японцев на Окинаве, а 28 и 29 марта вела разведку и бомбила выявленные цели на Кюсю.

После высадки американских морпехов на Окинаве палубная авиация обеспечивала изоляцию поля боя и подавляла аэродромы в южной части Японии. Пытаясь остановить крупномасштабные воздушные атаки японцев на корабли союзников, силы TF 58 12 и 13 мая нанесли удары по базам камикадзе на Кюсю и Сикоку.

27 мая адмирал Уильям Хэлси принял командование Пятым флотом от адмирала Раймонда А. Спруанса. TF 58 был переименован в TF 38 (в Третий флот) и продолжил операции у Окинавы. В конце мая и начале июня одна из оперативных групп атаковала аэродромы на Кюсю. 10 июня авианосцы Третьего флота покинули этот район, и авианалёты американской палубной авиации на южную часть японских островов временно прекратились.

alt
Самолеты ВМС США TBF Avenger сбрасывает бомбы на Хакодатэ в июле 1945 года

В начале июля 1945 года 15 американских авианосцев с силами сопровождения вновь выдвинулись к берегам Японии. 10 июля самолеты TF 38 совершили налеты на аэродромы в районе Токио, перепахав фугасками взлётно-посадочные полосы и уничтожив несколько ангаров с самолётами.

После этого рейда соединение TF 38 двинулось на север. И 14 июля началась операция против японских транспортных судов, курсирующих между Хоккайдо и Хонсю. В результате авиаударов было потоплено восемь из 12 паромов, перевозивших уголь с Хоккайдо, а оставшиеся четыре получили повреждения. Также удалось потопить 70 других судов. При этом ни один японский истребитель не попытался противодействовать атакам. Согласно американским отчётам, группам, направленным для блокировки японских аэродромов на земле, удалось уничтожить и повредить более 30 самолётов.

Потеря железнодорожных паромов сократила количество угля, отправляемого с Хоккайдо на Хонсю на 80 %. Что вызвало перебои в снабжении топливом японских промышленных предприятий и сильно снизило выпуск продукции военного назначения. Эта операция считается самой эффективной воздушной атакой на Тихоокеанском ТВД против торгового флота.

После атак на Хоккайдо и север Хонсю американское авианосное соединение отправилось на юг, и было усилено основной частью британского Тихоокеанского флота, которая включала еще четыре авианосца.

Удары по промзоне в окрестностях Токио 17 июля оказались мало результативными по причине плохой погоды. Но на следующий день самолеты флота атаковали военно-морскую базу Йокосука, где находилась стоянка японских линкоров. При этом один линкор был потоплен, а ещё несколько получили повреждения.

24, 25 и 28 июля флот союзников атаковал Куре и потопил авианосец и три линкора, а также два тяжелых крейсера, легкий крейсер и несколько других военных кораблей. В этой операции союзники понесли серьёзные потери: было сбито 126 самолетов.

alt
Линкор «Харуна» под ударами американских бомбардировщиков в гавани военно-морской базы Курэ

29 и 30 июля объединенный флот союзников нанёс удар по порту Майдзур. Было потоплено три небольших военных корабля и 12 торговых судов. Следующие атаки на Японию состоялись 9 и 10 августа и были направлены на скопление японских самолетов на севере Хонсю, которые, по мнению разведки союзников, должны были использоваться для проведения налета на базы B-29 на Марианских островах.

Военно-морские авиаторы заявили, что в ходе своих атак 9 августа уничтожили 251 самолет и повредили еще 141. 13 августа самолеты TF 38 снова атаковали район Токио, после чего было заявлено об уничтожении 254 японских самолета на земле и 18 – в воздухе. Очередной налет на Токио, в котором участвовало 103 палубных самолёта, начался утром 15 августа. Вторую волну отозвали на полпути, когда было получено известие, что Япония согласилась капитулировать. Однако дежурные силы ПВО авианосцев в тот же день сбили несколько камикадзе, пытавшихся атаковать американские авианосцы.

Атомные бомбардировки Японии


alt

Еще до того, как в США прошло испытание первого ядерного взрывного устройства, в декабре 1944 года была сформирована 509-я авиагруппа, оснащённая специально модифицированными бомбардировщиками В-29 Silverplate. Во время Второй мировой войны в США построили 46 B-29 Silverplate. Из них 29 были приписаны к 509-й авиагруппе, а 15 экипажей участвовали в тренировках по применению атомных бомб. Развертывание 509-й авиагруппы на Тиниане завершилось в июне 1945 года.

20 июля начались учебно-боевые полёты B-29 Silverplate на Японию. Боевая нагрузка бомбардировщиков состояла из одной «тыквенной бомбы», которая по массе и баллистическим характеристикам имитировала плутониевую бомбу «Толстяк». Каждая «тыквенная бомба» длиной 3,25 м и максимальным диаметром 152 см весила 5340 кг и содержала 2900 кг бризантной взрывчатки.

Носители атомных бомб выполняли учебно-боевые вылеты 20, 23, 26 и 29 июля, а также 8 и 14 августа 1945 года. Всего на 14 целей было сброшено 49 бомб, одна бомба была сброшена в океан, а две бомбы находились на борту самолетов, которые прервали выполнение своих миссий. Методика бомбометания была такой же, как в ходе реальной атомной бомбардировки. Бомбы сбрасывались с высоты 9 100 м, после чего самолет совершал крутой разворот и на максимальной скорости уходил от цели.

24 июля 1945 года президент Гарри Трумэн санкционировал применение ядерного оружия против Японии. 28 июля начальник объединённого комитета начальников штабов Джордж Маршалл подписал соответствующий приказ. 29 июля командующий стратегическими воздушными силами США в Тихом океане генерал Карл Спаатц приказал приступить к практической реализации подготовки к атомным бомбардировкам. В качестве основных целей для применения атомного оружия были рекомендованы Киото (крупнейший индустриальный центр), Хиросима (центр армейских складов, военный порт и место расположения генерального штаба военно-морского флота), Иокогама (центр военной промышленности), Кокура (крупнейший военный арсенал) и Ниигата (военный порт и центр тяжелого машиностроения).

Одновременно с подготовкой к ядерным ударам на Потсдамской конференции правительства США, Великобритании и Китая выработали совместную декларацию, в которой объявлялись условия капитуляции Японии. В ультиматуме, предъявленном японскому руководству 26 июля, говорилось, что страна будет опустошена, если война продолжится. Правительство Японии отклонило требования союзников 28 июля.

6 августа в 8:15 по местному времени самолет B-29 Enola Gay сбросил на центральную часть Хиросимы урановую бомбу «Малыш».

alt
Бомба «Малыш»

Взрыв мощностью до 18 кт в тротиловом эквиваленте произошел на высоте около 600 м над поверхностью земли по команде радиовысотомера. Шесть американских самолетов, участвовавших в этой атаке, благополучно вернулись на Марианские острова.
alt
Облако, образовавшееся после ядерного взрыва над Хиросимой

В результате взрыва в радиусе более 1,5 км были уничтожены практически все здания. На площади более 11 км² возникли сильнейшие пожары. Около 90 % всех зданий в городе были разрушены или получили серьёзные повреждения. Впрочем, большая часть пожаров была вызвана не световым излучением, а ударной волной. В японских домах пищу готовили на угле, в печах. После прохождения ударной волны начались массовые возгорания полуразрушенных жилых домов.
alt
Руины Хиросимы

Считается, что во время атомной бомбардировки погибло до 80 000 человек, всего же в течение года от травм, ожогов и лучевой болезни скончалось около 160 000 человек.

Правительство Японии не сразу осознало случившееся. Настоящее понимание произошедшего пришло после публичного сообщения из Вашингтона. Через 16 часов после бомбардировки Хиросимы президент Трумэн заявил:

Мы сейчас готовы уничтожить, ещё быстрее и полнее, чем раньше, все наземные производственные мощности японцев в любом городе. Мы разрушим их доки, фабрики и их коммуникации. Пусть не будет никакого недопонимания – мы полностью уничтожим способность Японии вести войну.

Однако японское правительство хранило молчание, и авиаудары по японским городам продолжились.

Два дня спустя дневные налеты с массированным использованием зажигательных бомб были совершены на города Явата и Фукуяма. В результате этих атак в Явата сгорело более 21 % заданий, а в Фукуямо было уничтожено более 73 % строений. Японские истребители, ценой потери 12 своих машин, сбили один B-29 и пять истребителей сопровождения.

Второй ядерный удар американцы нанесли 9 августа. В этот день B-29 Bockscar с плутониевой бомбой «Толстяк» на борту был отправлен атаковать Кокура. Однако город был покрыт дымкой. В результате командир экипажа решил вместо Когура атаковать Нагасаки, который являлся резервной целью.

Носитель атомной бомбы и самолёт сопровождения были обнаружены постами наблюдения за воздушной обстановкой, но региональное командование ПВО посчитало их разведчиками, и воздушная тревога не объявлялась.

Бомба взорвалась в 11:02 по местному времени на высоте 500 м. Выход энергии при взрыве «Толстяка» оказался выше, чем у уранового «Малыша». Мощность взрыва находилась в пределах 22 кт. Хотя взрыв был мощнее, чем в Хиросиме, количество погибших и пострадавших в Нагасаки оказалось меньше. Сказались большое отклонение бомбы от точки прицеливания, которая взорвалась над промзоной, рельеф местности, а также то, что незадолго до этого в ожидании налётов американской авиации значительная часть населения была эвакуирована.

В результате бомбардировки погибло приблизительно 70 000 человек, ещё около 60 000 умерло до конца года. Почти все строения в радиусе двух километров подверглись разрушению. Из 52 000 зданий в Нагасаки 14 000 были полностью уничтожены и ещё 5 400 – серьёзно повреждены.

9 августа B-29 сбросили над Японией 3 млн листовок с предупреждением о том, что атомные бомбы будут использованы против японских городов до тех пор, пока японское правительство не прекратит войну. Это был блеф, на тот момент в США не имелось готовых к применению ядерных зарядов, но японцы этого не знали. Тем не менее и в этот раз ответа на ультиматум не последовало.

Японское правительство начало переговоры с союзниками об условиях капитуляции 10 августа. В течение этого периода атаки B-29 на Японию ограничивались действиями 315-го бомбардировочного крыла против нефтеперерабатывающих заводов и хранилищ горючего.

На следующий день президент Трумэн в знак доброй воли отдал распоряжение прекратить бомбардировки.

Однако в связи с тем, что внятного ответа от японцев не было, генерал Карл Спаатц 14 августа получил приказ продолжить рейды на японские города. В воздух поднялось 828 B-29 в сопровождении 186 истребителей. В ходе дневных налётов удары фугасными бомбами наносились по объектам военно-промышленного комплекса в Ивакуни, Осаке и Токояме, а ночью «зажигалки» сыпались на Кумагая и Исесаки. Это были последние атаки тяжелых бомбардировщиков на Японию, поскольку в полдень 15 августа император Хирохито выступил по радио, объявив о намерении его страны капитулировать.

Итоги бомбардировок японских островов и их влияние на ход войны


Действия американской авиации нанесли огромный ущерб военным и гражданским объектам, расположенным на японских островах. Американцы сбросили на Японию более 160 800 тонн бомб, приблизительно 147 000 тонн бомб было доставлено бомбардировщиками B-29. При этом около 90 % американских бомб обрушились на японские объекты за полгода до окончания войны.

Эффективность авиаударов в большинстве случаев оказывалась высокой. Во многом это было связано с тем, что американская авиация на заключительном этапе войны против Японии действовала очень крупными силами по целям, расположенным на ограниченной территории. Японские города, где значительная часть зданий была построена из легковоспламеняющихся материалов, оказались чрезвычайно уязвимы к массовому применению дешевых зажигательных бомб. При этом от экипажей американских тяжелых бомбардировщиков не требовалось обеспечить высокую точность бомбометания, а нужно было лишь выйти в заданный район. Во время налетов, в которых одновременно могли участвовать несколько сотен «Суперкрепостей», с неба сыпались сотни тысяч компактных «зажигалок», которые, рассеиваясь на большой территории, вызывали огненный шторм на площади в десятки квадратных километров.

Массированные бомбардировки японских городов зажигательными бомбами привели к очень значительным жертвам среди населения. В разных источниках фигурируют различные цифры потерь, но в большей части публикаций, посвящённых потерям Японии во Второй мировой войне, приводятся данные американского послевоенного отчёта «Влияние бомбардировок на здравоохранение и медицинские услуги в Японии». В этом отчёте говорится, что 333 000 японцев были убиты и 473 000 ранены. В эти цифры вошли примерно 150 000 убитых в результате двух атак с применением атомных бомб.

Правительство Японии к 1949 году подсчитало, что в результате действий американской авиации против гражданских объектов были убиты 323 495 человек. Однако многие исследователи справедливо указывают, что японские данные не могут быть достоверными, поскольку они опирались на сохранившиеся архивные записи. Значительная часть архивов была полностью уничтожена вместе со зданиями, где они хранились. Ряд историков в своих исследованиях утверждают, что от последствий американских бомбардировок могло погибнуть до 500 тыс. человек.

Бомбардировки нанесли значительный ущерб японскому жилому фонду. В 66 городах, подвергшихся воздушным атакам, были серьёзно повреждены или разрушены около 40 % строений. Это составило приблизительно 2,5 млн жилых и административных зданий, в результате чего 8,5 млн человек остались без крыши над головой.

Рейды американских бомбардировщиков также оказали огромное влияние на снижение объёмов производства продукции военного и двойного назначения. В ходе бомбардировок были разрушены более 600 крупных промышленных предприятий. Сильно пострадала транспортная инфраструктура и объекты топливно-энергетического комплекса. При приближении американских самолётов все предприятия в районе, где объявлялась воздушная тревога, прекращали работу, что отрицательно сказывалось на выпуске продукции.

Фактически стратегические бомбардировки В-29 поставили Японию на грань поражения. Даже без применения атомных бомб сотни «Суперкрепостей», задействованных в одном рейде, были в состоянии стирать с лица земли японские города.

В ходе кампании против Японии 20-я воздушная армия потеряла 414 B-29 и более 2600 членов экипажей американских бомбардировщиков были убиты. Финансовые ресурсы, потраченные на «воздушное наступление» против Японии, составили $4 млрд, что было намного меньше расходов ($30 млрд) на операции бомбардировщиков в Европе.

Статистические данные, обработанные в послевоенное время американскими специалистами, продемонстрировали прямую зависимость между количеством вылетов B-29 и снижением объёмов выпуска продукции японскими предприятиями, а также способностью японских вооруженных сил вести боевые действия.

Но авианалеты на жилые кварталы, фабрики и заводы были не единственной причиной спада японской экономики. На работе японских предприятий сильно сказалась нехватка ресурсов и топлива, вызванная минированием судоходных путей и ударами по портам. В дополнение к масштабным бомбардировкам американская и британская морская авиация нарушила прибрежное японское судоходство. Воздушная кампания союзников и нападения на торговые корабли уничтожили от 25 до 30 % национального богатства Японии.

Эвакуация значительной части населения в сельскую местность отчасти уменьшила потери от бомбёжек. Но в начале 1945 года непрекращающиеся бомбардировки портов и большие потери торгового флота сделали невозможным подвоз продовольствия, что в сочетании с неурожаем риса во многих районах вызвало нехватку продовольствия. Также повсеместно наблюдался дефицит жидкого и твёрдого топлива.

Если бы война продолжилась, то уже в конце 1945 года при сохранении сложившейся ситуации японское население начало бы вымирать от голода. При этом значительные сухопутные силы японских войск, имевшиеся в Корее и Китае, никак не могли оказать влияние на ход войны, поскольку сами испытывали значительные трудности в снабжении.

Оценивая моральный аспект бомбардировок японских городов, можно с полной уверенностью утверждать, что японцы сами открыли «ящик Пандоры». Японские военные творили многочисленные зверства на оккупированных территориях. И зачастую крайне жестоко обращались с американскими военнопленными. Можно также вспомнить жестокие бомбардировки города Чунцин, который с 1937 года являлся временной столицей Китайской республики. С учётом всего этого у американцев имелось моральное право применять к японцам их же методы.

После капитуляции Японии генерал Лемей сказал:

Думаю, если бы мы проиграли войну, то меня судили бы как военного преступника. Моя обязанность заключалась в том, чтобы осуществлять массированные бомбардировки, поскольку это позволяло закончить войну как можно быстрее.

В целом такой подход можно считать справедливым.

Стратегические бомбардировки наряду с объявлением войны Советским Союзом сделали дальнейшее сопротивление Японии невозможным. В противном случае, при вторжении на японские острова потери американцев в живой силе могли бы быть очень значительными.

Продолжение следует…


© 2007-2020, All Rights Reserved Nigeria|Somalia|Sudan|Tunisia|News|War
Действия американской авиации против японских островов на завершающем этапе войны</nofollow>
Tags: news, russia, ukraine, История
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments