izwest (izwest) wrote,
izwest
izwest

Category:

«Аргентинское танго» ОПК России и Буэнос-Айреса











alt
Ми-171Е ВВС Аргентины


Рынки всякие нужны, рынки всякие важны


Россия, как известно, второй по денежным объемам экспортер вооружений, военной и специальной техники в мире, после США, и прочно удерживает это место. Достать США в ближайшее время не получится – у нас нет такого количества зависимых от нас сателлитов с купленными на корню верхушками, которые готовы переплачивать втридорога (да как бы ни на порядок иногда) за оружие от Дяди Сэма. Хотя было бы и неплохо потихоньку скупать «элитки» туземных стран, это куда выгоднее и дешевле, чем скупать симпатии самих туземцев.

Но и нас со второго места не подвинуть. Но почивать на лаврах нельзя, нужно постоянно искать и завоевывать новые рынки. Одним из перспективных рынков, еще недавно безраздельно находившимся под США и – в меньшей степени – под их ближайшими союзниками, является Латинская Америка. Россия уже давно влезла на этот рынок. И в данный момент держит прочные позиции в таких странах, как Куба, Венесуэла (где не только наше оружие, но наши военные и «российские военные специалисты» из разных ЧВК – присутствуют плотно), Никарагуа, а также Бразилия, Мексика и ряд других стран. А вот такая крупная страна, как Аргентина, нашим «Рособоронэкспортом» не охвачена практически.

И нельзя сказать, что попыток не было – были. Примерно лет 10 назад в Аргентину были проданы 3 вертолета Ми-171Е в варианте SAR (спасательном, в частности, дополнительные баки, оборудование для полетов над морем, баллонеты надувные на шасси). Были и другие намерения, но ни к чему они не привели.

Модница у руля


Тогда в Аргентине правила перонистка Кристина Элизабет Фернандес де Киршнер, ставшая президентом после своего мужа, который вскоре умер. Весьма необычная фигура для политики региона. В молодости очень интересная женщина, не утратившая шарма и в зрелом, и в «перезрелом» возрасте, «больше всего любящая политику и дорогие магазины», по ее признанию («а еще и пластические операции» – острят аргентинцы). Эмоциональная, импульсивная, но вместе с тем весьма хитрая и расчетливая, как политик.

У нее, ввиду стремления по возможности к независимой от США позиции, сложились хорошие отношения с российским руководством, в частности, с В. В. Путиным. Некоторые западные СМИ еще пытались острить, что «они нашли друг друга» – Путин любит заставлять себя ждать, как лидер великой ядерной державы, а Киршнер всегда опаздывает потому, что выбирает макияж, украшения и наряды, и вообще, для женщины опаздывать является нормой.

При Кристине Фернандес Киршнер в очередной раз обострились отношения с Великобританией вокруг Мальвинских (Фолклендских) островов. Сначала из-за геологоразведочной деятельности англичан вокруг островов. Там давно и упорно утверждается, что есть «огромные» запасы нефти и газа, но вот именно огромных пока так и не обнаружено – заявления об открытии месторождении нефти были, а вот вышек нефтяных что-то до сих пор не выросло. Потом англичане, стремясь подтвердить свой, откровенно говоря, сомнительный суверенитет, провели референдум среди всех нескольких тысяч британцев, живущих на островах, которые, разумеется, проголосовали «за» британский суверенитет над архипелагом. Киршнер тогда высказалась в том духе, что «когда Россия проводит референдум в столетия принадлежавшем ей Крыму, и миллионы местных голосуют «за» – это нелегитимно. А когда британцы проводят голосование среди кучки потомков переселенцев из Британии – то все хорошо». Конечно, донья Кристина – это же другое, понимать надо! Вам любой российский либерал «с хорошим лицом», примерно как у Гозмана, объяснит!

Аргентина тогда же пыталась закупить 2 эскадрильи шведских истребителей «Грипен», 24 машины. Но британцы, производящие ряд агрегатов к нему, заблокировали сделку. Тогда Киршнер вознамерилась купить или взять в аренду в России 12 или 24 бомбардировщика Су-24М, что англичан напугало куда более, чем «Грипены». «Рашпиль», как издавна зовут наши авиаторы Су-24М – самолет более чем серьезный. И в очередной раз доказал это в Сирии, хотя история с попыткой аренды началась еще до нашего вступления в войну в САР. И машина эта исключительно ударная, и нетрудно догадаться, где их основная цель (нет, конечно, проблемы у аргентинцев и с чилийцами имелись, но, в основном, в прошлом). В Лондоне прикинули радиус, в том числе на предельно малых высотах, посмотрели на набор вооружения, вроде дальнобойных противорадиолокационных ракет Х-58У/УШ, Х-31А/П/АД/ПД, и, особенно, тактических КР Х-59МК с дальностью чуть менее 300 км – и им это очень не понравилось. Провели учения в районе островов, временно перебросили туда несколько истребителей «Тайфун». В общем, попытались продемострировать мощь, хотя с морской мощью у британцев все сейчас совсем не так, как 40 лет назад, а в тот период даже относительно боеспособного авианосца и не было.

В конечном итоге сделка по Су-24М сорвалась, вместе с отрешением Киршнер от должности через импичмент. Как говорят, инспирированный проамериканскими кругами – тогда в Вашингтоне решили, что слишком уж утратили влияние южнее своей границы. И приняли ряд контрмер, приведших к изменениям в Аргентине, Эквадоре, Бразилии. Попытались с Венесуэлой и Никарагуа – но опозорились полностью. Да и с Эквадором, как мы видим, тоже «нехорошо получилось» в итоге. Кристину Киршнер пытались засадить за решетку, но все процессы и обвинения ни к чему в итоге так и не привели, а она вновь пришла к власти, на этот раз в роли вице-президента при президенте Альберто Фернандесе, который у ее мужа и у нее самой был премьером. Такая «рокировочка» вышла. И поговаривают, что Кристина правит через своего бывшего премьера, хотя это и не так важно. Вообще, конечно, она волевая женщина, преодолевшая смерть мужа, борьбу с раком, импичмент, суды и остающаяся на вершине власти в очень проблемной стране.

Впервые после военной хунты вспомнили об армии


Важно то, что нынешнее руководство поняло, что следование в русле «ценных указаний» МВФ приводит даже богатую страну в полнейшую Украину. А Аргентина небогата, и имеет внешний долг в 100 млрд долл., причем половина – расплата за липовое «аргентинское чудо» (помните, может, в 90-е нам про него врали), то есть долг МВФ. Киршнер в феврале прошлого года заявила, что страна не выплатит больше «и полцента» МВФ, пока не выберется из спада. Но, надо сказать, осталось неизвестным, правда ли они бросили платить по долгам? В мире случился коронавирус, и на подобное могли просто не обратить внимание.

Также Буэнос-Айрес, наконец, вспомнил, что у него есть армия. Глянул на нее и понял, что режим жесткой экономии привел к тому, что ее придется скоро создавать снова с нуля. Да и, как заявляют там, в современном мире сила становится все более необходимой. До силы даже региональной, конечно, этой стране крайне далеко, но что-то делать, все же, надо.

Кое-какие меры предпринимаются уже сейчас, вроде организации ремонта той техники, которую можно починить своими силами, работ по ремонту и расширению авиабаз и удлинению полос на них и т.п. Приобретены «Боинг» В737-700 для воинских перевозок внутри страны и за ее пределами, проводится восстановление парка «Геркулесов» С-130Н и Н-30, модернизация 24 штурмовиков «Скайхок» А-4, учебно-тренировочных самолетов местного производства IA-63 «Пампа» и приобретение еще 16 таких машин. А также модернизация парка противопартизанских двухмоторных штурмовиков IA-58 «Пукара» по программе «Пукара-Феникс», включающей в себя замену двигателей, авионики, вооружения. Две первых «Пукары» в настоящий момент переделываются в этот вариант для испытаний.

alt
Сборка первого опытного IA-58M «Пукара-Феникс» с новыми двигателями Pratt & Whitney PT6A-62 и другим новым оборудованием

Дела летающие


Среди срочных мер, в которых есть интерес у России, в частности, значится обновление вертолетного парка. Планируется, кроме организации капремонта тех трех спасательных Ми-171Е, купить в России еще 5 (3, потом еще 2) подобных машин для использования со сходными целями. Этот контракт уже, как сообщают аргентинские СМИ и блоги (у нас информацию по экспортным контрактам найти чуть ли не сложнее порой, чем по поставкам в ВС РФ – опасаются подлостей со стороны США, понятное дело) находится в стадии подписания.

Кстати, с организацией капремонта тех трех вертолетов не все гладко – из-за действия коронавирусных ограничений процесс затягивается. Также аргентинцы рассчитывают пополнить свой парк «более чем 20–30» (20 точно для сухопутных войск и еще не менее 20 машин для ВВС) транспортно-штурмовыми вертолетами, и в этом качестве рассматривают Ми-171Ш. Россия предлагает организацию сборки этих машин из машинокомплектов, организацию сервис-центра, который будет обслуживать машины в регионе (то есть возможности заработать) и прочие блага. Но это, в общем, стандартные механизмы работы с клиентами. Есть интерес и к ударным Ми-35М2.

Россия также, как сообщают, предложила Аргентине закупку пары десятков многофункциональных легких экспортных истребителей МиГ-29М/М2 или же МиГ-35 и МиГ-35Д. Аргентинцы давно пытаются приобрести новые боевые самолеты, но, как говорится, «англичанка гадит». Нынешняя Британия, конечно, даже не тень себя минувшей, а кусок тени. Но уж Аргентине нагадить в состоянии, чем и занимается.

Буэнос-Айрес пытался приобрести «якобы боевой» учебно-боевой истребитель FA-50 у Южной Кореи (крайне сомнительный вариант, на который решаются или от жадности, или от безысходности, как Филиппины). Но Лондон заблокировал сделку, потому что и в этих самолетах были британские агрегаты. Та же история была с итальянским «братом» нашего Як-130, М-346 «Мастер» – опять британцы помешали, хотя чем им не угодил совершенно беззубый и позиционируемый, в отличие от старшего российского брата, как чистый «тренер», М-346 – сказать сложно. Вероятно, просто могли сделать гадость – и сделали.

Некоторые аргентинские СМИ лоббируют «настоящий боевой самолет, за который долго не будет стыдно» – это «Грипен-NG», мол, бразильцы купили, надо и нам такой. Конечно, это тоже не лучший вариант, да и его опять заблокируют. Были варианты купить, можно сказать, со свалки израильских «Кфиров», но с них уже песок сыпется не менее, чем со «Скайхоков». Подержанные французские «Мираж-2000-5» – опять на горизонте возникает Лондон и уговаривает Париж отказать, потому что у «Миража» хороший набор ударного вооружения, а на «краденых островах» нет нормальной ПВО. В общем, Буэнос-Айрес заинтересовался китайско-пакистанским JF-17 c российскими двигателями. Но их смущают возможности самолета и пресловутое качество.

Остается Россия и МиГи – нам глубоко наплевать на мнение Лондона, и сделать ему «приятно» мы возможности не упустим. Тем более что российский посол в Аргентине пару лет назад вполне открыто поддержал притязания страны на спорные острова, понятно, что под соусом «дипломатической борьбы за возвращение суверенитета».

Рассматривая сначала вариант МиГ-29СМТ, аргентинцы сейчас больше склоняются к куда более современным вариантам МиГа. Истребители марки «Су», очевидно, считаются ими слишком дорогими и тяжелыми для небогатой страны, хотя они куда больше подошли бы по радиусу действия – Аргентина немаленькая. Про взятие в аренду или покупку Су-24М речи пока не шло, но мало ли – еще всплывет?

Россия предлагает аргентинским ВС современные системы ПВО, правда, какова номенклатура – аргентинцы пока не сообщают. Заинтересованы там и в системах РЭБ российского производства и РЛС различных типов.

Аргентина очень заинтересовалась и российскими беспилотниками, начиная от малых аппаратов типа «Тахиона». Особенно их заинтересовали «Орлан-10Е», и, вероятно, экспортная версия нового «Орлана-30». Причем им интересно то, что «Орланы» несут огромный набор разведывательного оборудования – визуальной, тепловизионной разведки, радиотехнической разведки, передатчики помех, оборудование для целеуказания и даже легкие ударные возможности, реализованные, на самом деле, на «Орланах» достаточно давно. Как пишут аргентинские издания, за «Орлан» хорошо говорят «военные кампании в Сирии и Ливии. Им нравится невысокая цена, простота, надежность, проверенность «Орлана», устойчивость к помехам и даже возможности управления им в том числе и через сотовые системы связи 3G/4G, что, видимо, важно для небогатой армии страны. Заинтересованы там и в новейшем серийном «Орионе-Э» («Иноходец»), но пока так – на уровне мечтаний.

Бронетехника и все остальное


Для аргентинской армии назрел вопрос замены бронетехники. Но если вопрос с заменой танка ТАМ (который средним считают сами аргентинцы, но, выполненный на базе БМП «Мардер», он явно является легким) пока не стоит на повестке дня – на это пока денег не дали. Замена самоходных противотанковых пушек SK-105 «Кирасир» на повестке дня стоит, но пока не на что тоже их менять. Зато по замене БТР типа М113 и ряда других устаревших бронемашин в армии и морской пехоте – уже есть конкурс. Выбор будет вскоре сделан между VCBR 6×6 Guarani, разработки IVECO и производимыми в Бразилии; 8х8 Stryker M1126, американский, конечно, от GDLS; китайский 8х8 VN-1 (экспортная версия ZBL-09) от NORINCO и нашими БТР.

Россия предлагает на выбор или БТР-80А, или БТР-82А, или более продвинутый БТР-82АТ с тепловизионным прицелом и навесным бронированием, а также командирский БТР-80К и БРЭМ-80К. Первоначальная партия может составить чуть более 30 машин, с закупкой следующих партий примерно такого же размера, хотя конечный объем поставок пока не определен. Точнее так – планируется перевооружить 3 механизированных бригады, 9-ю, 10-ю и 11-ю, базирующиеся в Патагонии и Ла-Пампе, каждой из них требуется от 200 до 300 (странный какой-то штат у бригад, больше на дивизию похоже) машин, и 50 для морской пехоты, что означает заказ от 650 до 950 машин, но тут уж как у страны денег хватит. Потенциально кусок достаточно «жирный и вкусный», но, возможно, что бифштекс окажется сделанным из сои и для веганов.

В последнее время аргентинцы больше склоняются к нашему предложению. Дело в том, что и «Гуарани», который, по большому счету, не соответствует техзаданию армии страны, которая хочет только 8х8, и «Страйкер» слишком дороги, да еще и с проходимостью у них, особенно у последнего, сильно так себе. Китаец дешев, примерно на уровне наших машин, но против него идет не слишком позитивный опыт эксплуатации их в морской пехоте Венесуэлы, о чем в Аргентине как-то узнали. Российская машина проверена множеством войн. Да и хорошие показатели живучести БТР-82А в ходе недавних эпизодов в Сирии тоже в Аргентине вызвали отклик. К тому же нравится и оснащение машины 30 мм пушкой и гранатометом, чего не предлагают другие участники (а если предложат, то ценник будет совсем-совсем другой). К концу лета 2021 года станет известно о результатах тендера.

Интересны аргентинцам и «Тигры-М», и ряд других колесных бронемашин нашего производства. Хотя тут высоки шансы и бразильского лицензионного варианта всем известной IVEKO «Рыси», которая состоит на вооружении в десятке стран, включая и Россию. А вообще, как известно, в сфере оружейного бизнеса очень многое решается через политическое давление и банальную коррупцию. Так что неизвестно, кто и что выберет в итоге.

Одно из самых «затратных» предложений ОПК России для Буэнос-Айреса сделано для флота. А точнее – для подводных сил ВМС страны. После трагической потери ПЛ «Сан-Хуан» 3 года назад, в поисках которой живейшее участие принял наш разведывательно-гидрографический корабль ГУГИ ВМФ «Янтарь» (он, конечно, официально гидрографический, но в это в мире мало кто верит), о чем в Аргентине хорошо помнят.

Систершипу «Сан-Хуана», лодке типа TR1700 «Санта-Крус», построенной в середине 80-х требуется замена. А уж лодке проекта 209, постройки 1973 года, «Сальте» – и подавно. «Сальта» находится в резерве и вряд ли оттуда выберется. А «Санта-Крус» в ремонте, но закончат ли его когда-то или нет – непонятно.

Россия предлагает Аргентине построить пару новейших ПЛ типа «Амур» (экспортная «Лада» пр.677 или в модернизированном виде – 06771) в модификации, максимально приближенной к самой «Ладе» – «Амур-1650». Очевидно, малые проекты ПЛ типа «Амур-950» и П-750Э страну вряд ли заинтересуют – у них океан, а не моря и заливы.

Предложение интересное, но и недешевое. И найдутся ли на него деньги у Буэнос-Айреса – вопрос. На остальное, перечисленное выше, нашлось бы хоть. Да и с самими «Ладами» долгое время была куча производственных проблем. И только недавно вопрос сдвинулся с мертвой точки в нужном направлении.

Также Россия предлагает стране малые боевые катера, в том числе штурмовые БК-10 и БК-16 от «Концерна Калашников». Причем, как с катерами, так и лодками, предлагается наладить сборку их на национальных верфях. Опыт сборки ПЛ у местных верфей имеется, правда, очень давний. Но, как уже было сказано, в скорую покупку лодок как-то не верится совсем.

А чем платить будете?


Аргентинские блогеры также задаются вопросом, мол, а чем платить за поставки той же России?

И находят ответы – концессиями и лицензиями на разработку природных ресурсов, которыми страна не обделена. Например, урановыми рудами или углеводородами. Кроме, конечно, живых денег и, вероятно, кредитов.

А также ходят слухи о том, что в счет оплаты поставок России в числе прочего могут предложить пункт базирования или ПМТО флота вместе с аэродромом. Это, конечно, только ничем не подтвержденные слухи. Но, если разобраться, на пути в Антарктиду российскому флоту нужно нечто подобное. А то вдруг опять у «Севморпути» лопасть винта поломается, и в порты атомное судно пускать не будут в разных странах, страдающих неврастенией.

Да и в свете вероятных претензий в будущем ряда государств на пересмотр статуса Антарктиды – тоже лишним не будет. Есть, конечно, некие наметки по ЮАР. Да и в Анголе наши военные корабли и самолеты готовы принять. Но это – совсем с другой стороны Антарктики.

Время покажет, что выйдет у России из этого «аргентинского танго» вокруг поставок оружия в эту страну.


© 2007-2020, All Rights Reserved Nigeria|Somalia|Sudan|Tunisia|News|War
Tags: news, russia, ukraine, Мнения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments