izwest (izwest) wrote,
izwest
izwest

Category:

Повод для оптимизма: перспективный космоплан от НПО «Молния»











Повод для оптимизма: перспективный космоплан от НПО «Молния»

Система "Энергия-Буран" с орбитальным самолетом разработки НПО "Молния". Фото "Роскосмос"


В нашей стране возобновлены работы по тематике аэрокосмических систем с многоразовым орбитальным самолетом. Новый проект такого рода разрабатывается в НПО «Молния» и, как стало известно, в последние месяцы заметно продвинулся вперед. Опытно-конструкторские работы планируется завершить в ближайшие годы, и в течение следующих пяти лет возможен первый испытательный полет.

Дано задание


В последние десятилетия отечественные предприятия предлагали разные варианты аэрокосмических систем (АКС), однако ни один подобный проект не получил серьезного развития и не был доведен хотя бы до испытаний. Это было связано с отсутствием финансовых, технологических и организационных возможностей. К настоящему времени ситуация изменилась и позволяет вернуться к перспективной тематике.

После длительных обсуждений на разных уровнях было принято решение о возобновлении работ. В мае 2020 г. гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал, что в будущем может быть создан новый многоразовый космический корабль самолетного типа. Подобные системы имеют определенные преимущества и представляют интерес для ракетно-космической отрасли.

Уже в августе руководство «Роскосмоса» распорядилось начать работы. Как следует из последних сообщений, к тому времени у промышленности были первые идеи и предложения. Так, в рамках закрытой экспозиции на форуме «Армия-2020» был показан макет перспективной АКС с космопланом разработки НПО «Молния».

По официальным данным


12 марта пресс-служба НПО «Молния» опубликовала большое интервью с генеральным директором предприятия Ольгой Соколовой. В нем поднимались вопросы деятельности «Молнии» в последние годы, особенности текущего положения дел и планов на будущее. Вместе с другими темами рассмотрели и создание АКС с космопланом.
alt

Посадка "Бурана" после единственного космического полета. Фото "Роскосмос"

По словам О. Соколовой, разработка нового космоплана гражданского назначения продолжается, и за последний год значительно продвинулась вперед. Ранее у предприятия были различные наработки по этой теме, но не было заказа и четкого технического задания. Теперь они получены, что позволило начать полномасштабную разработку проекта.

Новый проект космоплана положительно повлиял на конструкторское бюро «Молнии», занимающееся аэрокосмической тематикой. Специалисты активно включаются в работу; отмечается рост КБ в профессиональном плане, в т.ч. за счет новых сотрудников. Кроме того, существуют планы по наращиванию рабочих мест. В течение следующих двух лет коллектив нарастят до 700-800 чел., что увеличит его общий потенциал.

В интервью впервые официально упомянут полноразмерный макет орбитального самолета. Он присутствовал в закрытой экспозиции «Армии-2020» и привлек внимание ее посетителей. Показ макета стал знаковым событием: НПО «Молния» продемонстрировало свое возвращение к своей профильной деятельности в виде разработки многоразовых космических аппаратов.

В планах на будущее О. Соколова проявляет большой оптимизм. Она полагает, что процесс создания новой АКС будет завершен и доведен до полетов в течение следующих пяти лет. В последние годы НПО «Молния» смогло справиться с накопившимися проблемами и восстановило свой потенциал, что позволяет составлять новые смелые планы.

Новые подробности


Интервью с гендиректором НПО «Молния» не сразу получило должное внимание. Публикации на тему перспективной АКС появились в отечественных СМИ лишь несколько дней назад. При этом речь уже идет о получении новых подробностей от источников в ракетно-космической отрасли.
alt

Американский космоплан X-37B после очередного полета. Фото US Air Force

Первые технические подробности опубликовало РИА Новости 25 марта. По данным их источника, проект от «Молнии» разрабатывается в инициативном порядке. АКС создается для коммерческого применения в интересах различных заказчиков. Орбитальный самолет планируют сделать беспилотным; он должен будет отправлять на орбиту и возвращать на Землю только грузы.

По своим размерам новый российский космоплан будет похож на американское изделие Boeing X-37B. Последний имеет длину менее 9 м, размах крыла ок. 4,5 м и весит не более 5 т. Ограниченные габариты и масса снижают требования к ракете-носителю. В этом качестве в перспективной АКС планируется использовать одну из ракет семейства «Союз».

Следует отметить, что информация о небольших габаритах космоплана косвенно подтверждается официальными сообщениями. Полноразмерный макет орбитального самолета демонстрировался в закрытом павильоне «Армии-2020». Это означает, что изделие действительно уступает в размерах «Бурану» или американскому Space Shuttle.

Перспективы и конкуренты


Озвученная информация о разработке новой отечественной АКС с многоразовым орбитальным самолетом представляет большой интерес. В первую очередь, внимание привлекает сам факт появления такого проекта, который уже удалось довести до конструкторских работ и демонстрации на выставке. Российские предприятия достаточно давно не предлагали новые проекты АКС, и новости от «Молнии» вызывают закономерную реакцию.

Важной особенностью проекта является тот факт, что его разработку ведет НПО «Молния», изначально создававшееся для решения подобных задач. Именно это предприятие в прошлом разработало самую успешную отечественную АКС с орбитальным самолетом «Буран». Теперь эта организация получает возможность использовать накопленный опыт и новые наработки в перспективном проекте. Положительный эффект от таких работ – для «Молнии» и для отрасли в целом – очевиден.

alt

Ракета-носитель "Союз-2.1б" в конфигурации под крупногабаритную нагрузку. Вероятно, такой же обтекатель будет использован с космопланом от "Молнии". Фото Минобороны РФ

По размерам и характеристикам новый российский космоплан будет похож на американский образец и на китайский корабль, который, как предполагается, создавался с оглядкой на X-37B. Американский опыт показывает, что техника такого облика показывает достаточные характеристики и соответствует широкому кругу практических задач. Использование проверенной концепции дает известные преимущества и заметно экономит время.

Время, средства и силы поможет сэкономить меньшая сложность проекта, а также использование доступных технологий и компонентов. Отказ от человека на борту тоже дает некоторые преимущества. Очевидно, что разработка перспективного космоплана и АКС в целом будет значительно проще, чем процесс создания комплекса «Энергия-Буран». Это позволяет рассчитывать на решение поставлены задач в указанные сроки – и на первый полет в течение пяти лет.

Перспективная АКС имеет невоенное предназначение и предназначается для коммерческой эксплуатации. Таким образом, после завершения испытаний российский космоплан сможет зарабатывать деньги на выводе и спуске разнообразных нагрузок. В этом отношении он будет выгодно отличаться от американского X-37B, который используется военными и, соответственно, не приносит доходов. Впрочем, в зарубежных странах создаются и другие образцы техники, способные в перспективе составить конкуренцию российской системе.

Повод для оптимизма


В целом последние новости из ракетно-космической сферы позволяют делать оптимистичные оценки. После длительного перерыва НПО «Молния» восстановило свои компетенции в области аэрокосмических систем и уже разрабатывает новый проект такого рода. Сформирован общий облик космоплана; он реализован в виде макета и показан ограниченной аудитории, состоящей из специалистов и ответственных лиц.

Работы продолжаются, и на них планируется потратить всего несколько лет. Первый запуск космоплана на орбиту должен состояться не позднее 2025-26 г. Затем несколько лет может уйти на отработку комплекса и подготовку к полноценной эксплуатации. В результате в конце десятилетия в списке услуг «Роскосмоса» впервые окажутся выведение и возвращение нагрузок при помощи многоразового корабля самолетного типа.

Впрочем, пока проект находится на ранних стадиях, и это приводит к известным рискам. В целом ситуация располагает к оптимизму, но пока нельзя исключать те или иные трудности, способные затормозить проект или привести к его закрытию. Насколько реальными являются нынешние оценки, и удастся ли отправить космоплан на орбиту через пять лет, станет ясно в обозримом будущем. Перспективный проект более не скрывают от публики, и новые сообщения о нем могут появиться в любое время.


© 2007-2020, All Rights Reserved Nigeria|Somalia|Sudan|Tunisia|News|War
Tags: news, russia, ukraine, Космос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments